Чикагская школа в социологии


Чикагская школа в социологии
сложившаяся в 20-х гг. в США школа т.н. «социальной» экологии. Исходным пунктом социально-экологических воззрений группы социологов во главе с Р. Парком и Э. Берджессом послужило представление об обществе как организме, обладающем не только социокультурным, но и биотическим уровнем. Последний составляет основу социального процесса и в конечном счете определяет социальную организацию общества. Социологию Парк, например, рассматривал как естественную науку о коллективном поведении людей, для объяснения которого правомерно применять понятия и постулаты биологии. В социальном процессе Парк выделял четыре основных типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляцию. При этом соревнование трактовалось как человеческая форма всеобщей борьбы за выживание, носящей лодсоциальный и в значительной степени бессознательный характер.

Подобно тому как в мире растений биологическая борьба рождает определенный естественный порядок, так и в обществе экономическое соревнование порождает тот вид естественного порядка, который теоретики Ч. ш. в с. обозначили как экологический. Экономическое соревнование продуцирует территориальную и профессиональную структуру населения, которая необходима для разделения труда и организованной экономической взаимозависимости. По мере осознания соревнования социальными группами оно может принимать форму конфликта. Конфликты переходят в приспособление и завершаются ассимиляцией процессом взаимопроникновения социальных групп и глубоких контактов индивидов, в котором конфликты отсутствуют. Отличительная особенность подхода исследователей Ч. ш. в с. к социальным проблемам состояла в том, что они стремились рассмотреть последние прежде всего с точки зрения физического местоположения социальных групп в структуре естественной среды (города). На этой методологической основе изучались социальные процессы и явления такого большого города, как Чикаго: урбанизация, социальная структура, политические движения, расовые отношения, социальные изменения, религия, семья и т. д. Причем социальные проблемы толковались как социальные отклонения, своего рода ненормальности капиталистического города, которые необходимо исправить. Отсюда особый интерес социологов Чикагской школы к исследованию таких явлений социальной патологии, как преступность, бродяжничество, алкоголизм и др. Стремление объяснить социальные проблемы средой, а также рассмотрение социального процесса как движения от конфликта к согласию обусловили реформистскую направленность социально-экологических воззрений социологов этой школы. Такой подход, разумеется, не мог предложить радикальные средства решения социальных проблем капиталистического города, ибо он игнорировал их наиболее существенную, классовую, основу. В 20-е гг. Ч. ш. в с. сыграла важную роль в утверждении эмпирической тенденции в американской социологии. Здесь начали разрабатываться и широко использоваться различные методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ документов, опрос (анкетный и интервью).

Под влиянием Ч. ш. в с. в этот период возникают специальные исследовательские бюро, центры, институты, проводятся многочисленные эмпирические исследования. Такие проблемные области, как социальная экология и социальная патология, привлекают внимание социологов. Идеи и исследования Ч. ш. в с. сравнительно долгое время служили принципиальным ориентиром для социально-экологических теорий американской социологии, в становлении ее так называемого «инвайронментального» направления. Обострение в 70-х гг. социально-экономических противоречий американского общества, нарастание социальных и экологических проблем привели к переосмыслению традиционных положений этой школы и формированию к началу 80-х гг. «новой инвайронментальной парадигмы» в американской социологии, которая стремится учитывать современные социально-экологические реалии.


Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. . 1990.

Смотреть что такое "Чикагская школа в социологии" в других словарях:

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ — англ. Chicago School in sociology; нем. C/ufcagoer soziologische Schule. нем. Beamter. Индивид, выполняющий определенные (в т. ч. и профессиональные) виды деятельности в административном и госуд. аппарате, в организации. Antinazi. Энциклопедия… …   Энциклопедия социологии

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ — англ. Chicago School in sociology; нем. C/ufcagoer soziologische Schule. нем. Beamter. Индивид, выполняющий определенные (в т. ч. и профессиональные) виды деятельности в административном и госуд. аппарате, в организации …   Толковый словарь по социологии

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА —         в социологии, группа исследователей, сложившаяся в 20 х гг. 20 в. на факультете социологии Чикагского университета, объединённая единством теоретикометодологич. подхода и общностью исследоват. интересов.         В основе подхода Ч. ш.… …   Философская энциклопедия

  • Чикагская школа — Чикагская школа: Чикагская архитектурная школа Чикагская школа социологии Чикагская школа (филология) Чикагская школа (экономика) …   Википедия

  • Чикагская школа политических наук — занимала доминирующее положение в американской политологии в период между мировыми войнами и оказала значительное влияние на развитие политических наук в целом. Отличительной чертой этой школы явилось разнообразие междисциплинар­ных связей с… …   Политология. Словарь.

  • Чикагская школа социологии — У этого термина существуют и другие значения, см. Чикагская школа. Чикагская школа социологии (другое название Чикагская школа человеческой экологии) группа социологов Чикагского университета работавшая в первой половине XX века. Для школы… …   Википедия

  • Чикагская школа социологии —   одна из первых школ в социальных науках, занимала доминирующее положение в американской социологии в период 1915 35 гг. и оказала значительное влияние на развитие социологии. Социология Чикагской школы формировалась на базе первого в мире… …   Экология человека

  • чикагская школа — одно из современных направлений экономической мысли, стоит на позициях неолиберализма. Возникла в середине 60 х гг. XX в. Главные представители  М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс (Н. Simons), Дж. Стиглер. Чикагская школа выступает за… …   Энциклопедический словарь

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА — (CHICAGO SCHOOL) В период между Первой и Второй мировыми войнами ведущее положение в американской социологии занимали сотрудники Чикагского университета, проделавшие громадный объем социологической работы и обучившие большое количество студентов …   Социологический словарь

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА — (Chicago school) исследовательская группа социологов урбанистов и социальных теоретиков, обосновавшаяся в Чикагском университете в межвоенные годы. Известность Чикагского университета среди американских высших учебных заведений и отличающий этот… …   Большой толковый социологический словарь

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.